113 lines
8.9 KiB
Markdown
113 lines
8.9 KiB
Markdown
---
|
||
sidebar_position: 4
|
||
---
|
||
|
||
# Critical render path
|
||
|
||
Критический путь рендеринга (Critical Rendering Path, CRP) — это последовательность шагов, которые браузер выполняет для преобразования HTML, CSS и JavaScript в пиксели на экране. Оптимизация критического пути рендеринга важна для ускорения загрузки и отображения веб-страниц, что напрямую влияет на пользовательский опыт.
|
||
|
||
## Основные этапы критического пути рендеринга:
|
||
1. **Загрузка и парсинг HTML:**
|
||
- Браузер загружает HTML-документ и начинает его парсить.
|
||
- Во время парсинга браузер встречает ссылки на внешние ресурсы (CSS, JavaScript, изображения) и начинает их загружать.
|
||
При встрече с тегом \<link\> (CSS) или \<script\> (JS) — загрузка может приостанавливаться:
|
||
- CSS — блокирует рендеринг (нельзя построить layout без стилей).
|
||
- JS — может блокировать парсинг HTML, если не имеет async или defer.
|
||
- Браузер преобразует HTML в дерево DOM.
|
||
- Каждый HTML-элемент становится узлом в DOM.
|
||
2. **Загрузка и парсинг CSS:**
|
||
- Когда браузер встречает CSS-файлы, он их загружает и строит CSSOM (CSS Object Model)..
|
||
- CSSOM представляет собой дерево стилей, где каждый узел соответствует CSS-правилу.
|
||
- CSSOM используется для определения стилей элементов.
|
||
3. **Создание дерева рендеринга (Render Tree):**
|
||
- Браузер объединяет DOM и CSSOM в дерево рендеринга.
|
||
- Дерево рендеринга содержит только видимые элементы (например, элементы с `display: none` не включаются).
|
||
- Каждому видимому узлу назначаются стили (цвет, размер, шрифт и т.д.).
|
||
4. **Компоновка (Layout):**
|
||
- Браузер рассчитывает положение и размеры каждого элемента на странице.
|
||
- Этот процесс также называется **рефлоу (reflow)**.
|
||
- Результат — `layout tree` с точными координатами.
|
||
5. **Отрисовка (Paint):**
|
||
- Браузер отрисовывает пиксели на экране на основе данных из дерева рендеринга.
|
||
- Этот процесс включает в себя растеризацию (rasterization) и отрисовку слоев.
|
||
6. **Композиция (Composite):**
|
||
- Браузер объединяет слои (например, элементы с `position: fixed` или анимации) для финального отображения.
|
||
|
||

|
||
|
||
### 🧠 Визуальное резюме
|
||
```text
|
||
HTML → DOM
|
||
CSS → CSSOM
|
||
DOM + CSSOM → Render Tree
|
||
Render Tree → Layout
|
||
Layout → Paint → Composite → Screen
|
||
```
|
||
|
||
### ⚡ Что замедляет CRP
|
||
- **Большие или блокирующие CSS/JS** → откладывают построение render tree.
|
||
- **Много вложенных или тяжёлых стилей** → усложняют layout и paint.
|
||
- **Синхронные JS-скрипты** без async/defer.
|
||
- **Шрифты с блокирующей загрузкой** (@font-face без font-display).
|
||
|
||
## Как оптимизировать критический путь рендеринга?
|
||
Оптимизация CRP направлена на ускорение загрузки и отображения контента, особенно "выше сгиба" (above the fold). Основные подходы:
|
||
|
||
1. **Минимизация размера файлов:**
|
||
- Сжимайте HTML, CSS и JavaScript (например, с помощью Gzip или Brotli).
|
||
- Удаляйте лишние пробелы, комментарии и неиспользуемый код.
|
||
2. **Уменьшение количества ресурсов:**
|
||
- Объединяйте CSS и JavaScript-файлы.
|
||
- Используйте встроенные стили для критического CSS (Critical CSS).
|
||
3. **Оптимизация загрузки CSS:**
|
||
- Разделяйте CSS на критический и некритический.
|
||
- Используйте `media`-атрибуты для загрузки только необходимых стилей:
|
||
4. **Оптимизация загрузки JavaScript:**
|
||
- Используйте атрибуты async или defer для загрузки скриптов без блокировки рендеринга:
|
||
- Переносите скрипты в конец документа (перед закрывающим тегом `</body>`).
|
||
5. **Приоритизация загрузки ресурсов:**
|
||
- Используйте `<link rel="preload">` для приоритетной загрузки критических ресурсов:
|
||
6. **Оптимизация изображений:**
|
||
- Используйте современные форматы (WebP, AVIF).
|
||
- Сжимайте изображения и используйте `srcset` для адаптивной загрузки.
|
||
7. **Минимизация количества рефлоу и репинтов:**
|
||
- Избегайте изменения стилей, которые вызывают рефлоу (например, `width`, `height`, `margin`).
|
||
- Используйте `transform` и `opacity` для анимаций, так как они не вызывают рефлоу.
|
||
8. **Использование кеширования:**
|
||
- Настройте кеширование статических ресурсов (CSS, JS, изображения) на стороне сервера.
|
||
|
||
## Пример оптимизации CRP:
|
||
1. **Критический CSS:**
|
||
- Встраивайте стили, необходимые для отображения контента "выше", прямо в HTML
|
||
2. **Асинхронная загрузка скриптов:**
|
||
- Используйте async или defer для загрузки JavaScript
|
||
3. **Предзагрузка шрифтов:**
|
||
- Загружайте шрифты заранее, чтобы избежать задержек
|
||
|
||
|
||
## 🧩 Где выполняется JavaScript
|
||
|
||
JavaScript **выполняется во время построения DOM**, то есть ещё **до этапа Render Tree**, если скрипт найден в HTML.
|
||
Это происходит **до Layout и Paint**, потому что браузер должен знать, как изменится структура страницы, прежде чем её рисовать.
|
||
|
||
### 🕹️ Подробно по этапам:
|
||
1. **HTML → DOM**
|
||
- Когда парсер HTML встречает \<script\>:
|
||
- Без `async` и `defer` — парсинг **останавливается**. Браузер загружает и выполняет JS, потом продолжает строить DOM.
|
||
- С `defer` — выполнение откладывается до **после построения DOM** (но до `DOMContentLoaded`).
|
||
- С `async` — выполняется **сразу после загрузки**, независимо от DOM.
|
||
|
||
⚠️ Поэтому синхронный JS может **блокировать CRP**, т.к. пока он выполняется — DOM и CSSOM не достраиваются, а рендер не продолжается.
|
||
|
||
2. **После построения Render Tree**
|
||
- Когда JS выполняется в **runtime** (например, после загрузки страницы), он может:
|
||
- Изменять DOM (через `document.createElement`, `innerHTML`, и т.д.)
|
||
- Изменять стили (через `element.style` или изменение классов)
|
||
|
||
Эти изменения вызывают **reflow (layout)** и/или **repaint**, что частично повторяет CRP:
|
||
```text
|
||
DOM update → Render Tree update → Layout → Paint → Composite
|
||
```
|
||
|
||
🚀 **_Источник: DeepSeek, ChatGPT_** \
|
||
🚀 **Источник: [https://www.youtube.com/watch?v=Ff_IZrs4GcY](https://www.youtube.com/watch?v=Ff_IZrs4GcY)** |