--- sidebar_position: 11 --- # Паттерны проектирования Паттерн проектирования — это часто встречающееся решение определённой проблемы при проектировании архитектуры программ. В отличие от готовых функций или библиотек, паттерн нельзя просто взять и скопировать в программу. Паттерн представляет собой не какой-то конкретный код, а общую концепцию решения той или иной проблемы, которую нужно будет ещё подстроить под нужды вашей программы. Паттерны часто путают с алгоритмами, ведь оба понятия описывают типовые решения каких-то известных проблем. Но если алгоритм — это чёткий набор действий, то паттерн — это высокоуровневое описание решения, реализация которого может отличаться в двух разных программах. Если привести аналогии, то алгоритм — это кулинарный рецепт с чёткими шагами, а паттерн — инженерный чертёж, на котором нарисовано решение, но не конкретные шаги его реализации. ## Из чего состоит паттерн? Описания паттернов обычно очень формальны и чаще всего состоят из таких пунктов: - проблема, которую решает паттерн; - мотивации к решению проблемы способом, который предлагает паттерн; - структуры классов, составляющих решение; - примера на одном из языков программирования; - особенностей реализации в различных контекстах; - связей с другими паттернами. Такой формализм в описании позволил создать обширный каталог паттернов, проверив каждый из них на состоятельность. ## Классификация паттернов Паттерны отличаются по уровню сложности, детализации и охвата проектируемой системы. Проводя аналогию со строительством, вы можете повысить безопасность перекрёстка, поставив светофор, а можете заменить перекрёсток целой автомобильной развязкой с подземными переходами. Самые низкоуровневые и простые паттерны — _идиомы_. Они не универсальны, поскольку применимы только в рамках одного языка программирования. Самые универсальные — _архитектурные паттерны_, которые можно реализовать практически на любом языке. Они нужны для проектирования всей программы, а не отдельных её элементов. Кроме того, паттерны отличаются и предназначением. В этой книге будут рассмотрены три основные группы паттернов: - **[Порождающие паттерны](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/creational-patterns)** беспокоятся о гибком создании объектов без внесения в программу лишних зависимостей. - **[Структурные паттерны](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/structural-patterns)** показывают различные способы построения связей между объектами. - **[Поведенческие паттерны](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/behavioral-patterns)** заботятся об эффективной коммуникации между объектами. ## Зачем знать паттерны? Вы можете вполне успешно работать, не зная ни одного паттерна. Более того, вы могли уже не раз реализовать какой-то из паттернов, даже не подозревая об этом. Но осознанное владение инструментом как раз и отличает профессионала от любителя. Вы можете забить гвоздь молотком, а можете и дрелью, если сильно постараетесь. Но профессионал знает, что главная фишка дрели совсем не в этом. Итак, зачем же знать паттерны? - **Проверенные решения.** Вы тратите меньше времени, используя готовые решения, вместо повторного изобретения велосипеда. До некоторых решений вы смогли бы додуматься и сами, но многие могут быть для вас открытием. - **Стандартизация кода.** Вы делаете меньше просчётов при проектировании, используя типовые унифицированные решения, так как все скрытые проблемы в них уже давно найдены. - **Общий программистский словарь.** Вы произносите название паттерна, вместо того, чтобы час объяснять другим программистам, какой крутой дизайн вы придумали и какие классы для этого нужны. ## Критика паттернов Паттерны были описаны более 20-ти лет назад, поэтому только ленивый не успел бросить в них камень. Давайте рассмотрим самую популярную критику. ### Костыли для слабого языка программирования Нужда в паттернах появляется тогда, когда люди выбирают для своего проекта язык программирования с недостаточным уровнем абстракции. В этом случае, паттерны — это костыль, который придаёт этому языку суперспособности. Например, паттерн **Стратегия** в современных языках можно реализовать простой анонимной (лямбда) функцией. ### Неэффективные решения Паттерны пытаются стандартизировать подходы, которые и так уже широко используются. Эта стандартизация кажется некоторым людям догмой и они реализуют паттерны «как в книжке», не приспосабливая паттерны к реалиям проекта. ### Неоправданное применение Если у тебя в руках молоток, то все предметы вокруг начинают напоминать гвозди. Похожая проблема возникает у новичков, которые только-только познакомились с паттернами. Вникнув в паттерны, человек пытается применить свои знания везде. Даже там, где можно было бы обойтись кодом попроще. ## Каталог паттернов проектирования - **[Порождающие:](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/creational-patterns)** Отвечают за удобное и безопасное создание новых объектов или даже целых семейств объектов. - [Фабричный метод](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/factory-method) - [Абстрактная фабрика](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/abstract-factory) - [Строитель](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/builder) - [Прототип](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/prototype) - [Одиночка](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/singleton) - **[Структурные:](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/structural-patterns)** Отвечают за построение удобных в поддержке иерархий классов. - [Адаптер](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/adapter) - [Мост](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/bridge) - [Компоновщик](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/composite) - [Декоратор](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/decorator) - [Фасад](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/facade) - [Легковес](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/flyweight) - [Заместитель](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/proxy) - **[Поведенческие:](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/behavioral-patterns)** Решают задачи эффективного и безопасного взаимодействия между объектами программы. - [Цепочка обязанностей](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/chain-of-responsibility) - [Команда](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/command) - [Итератор](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/iterator) - [Посредник](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/mediator) - [Снимок](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/memento) - [Наблюдатель](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/observer) - [Состояние](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/state) - [Стратегия](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/strategy) - [Шаблонный метод](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/template-method) - [Посетитель](https://refactoring.guru/ru/design-patterns/visitor) 🚀 **_Источник: [Рефакторинг.Гуру](https://refactoring.guru/ru)_**