add js-base, functions
This commit is contained in:
13
docs/javascript/base/01-strict.md
Normal file
13
docs/javascript/base/01-strict.md
Normal file
@@ -0,0 +1,13 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 1
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Строгий режим — "use strict"
|
||||
|
||||
Появился с 2009 года в редакции ECMAScript 5 (ES5).
|
||||
Чтобы устаревший код работал, как и раньше, по умолчанию подобные изменения не применяются. Поэтому нам нужно явно их активировать с помощью специальной директивы: "use strict".
|
||||
|
||||
Нет никакого способа отменить use strict
|
||||
Use strict по умолчанию выключен в консоли браузера
|
||||
|
||||
Современный JavaScript поддерживает «классы» и «модули» — продвинутые структуры языка (и мы, конечно, до них доберёмся), которые автоматически включают строгий режим.
|
||||
49
docs/javascript/base/02-variables.md
Normal file
49
docs/javascript/base/02-variables.md
Normal file
@@ -0,0 +1,49 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 2
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Переменные
|
||||
|
||||
**Переменная** – это «именованное хранилище» для данных.
|
||||
|
||||
Можно объявить при помощи:
|
||||
|
||||
- let
|
||||
- const (константа, т.е. изменению не подлежит)
|
||||
- var (устаревший способ, подробности позже)
|
||||
|
||||
```
|
||||
let message;
|
||||
|
||||
message = 'Hello'; // сохранить строку 'Hello' в переменной с именем message
|
||||
|
||||
let user = 'John', age = 25, message = 'Hello';
|
||||
|
||||
let user = 'John',
|
||||
age = 25,
|
||||
message = 'Hello';
|
||||
```
|
||||
|
||||
Имя переменной может включать:
|
||||
- Буквы и цифры, однако цифра не может быть первым символом.
|
||||
- Символы $ и _ используются наряду с буквами.
|
||||
- Иероглифы и символы нелатинского алфавита также допустимы, но обычно не используются.
|
||||
|
||||
Переменные типизируются динамически. В них могут храниться любые значения.
|
||||
|
||||
Всего существует 8 типов данных:
|
||||
|
||||
- number для целых и вещественных чисел,
|
||||
- bigint для работы с целыми числами произвольной длины,
|
||||
- string для строк,
|
||||
- boolean для логических значений истинности или ложности: true/false,
|
||||
- null – тип с единственным значением null, т.е. «пустое значение» или «значение не существует»,
|
||||
- undefined – тип с единственным значением undefined, т.е. «значение не задано»,
|
||||
- object и symbol – сложные структуры данных и уникальные идентификаторы; их мы ещё не изучили.
|
||||
|
||||
Оператор typeof возвращает тип значения переменной, с двумя исключениями:
|
||||
|
||||
```
|
||||
typeof null == "object" // ошибка в языке
|
||||
typeof function(){} == "function" // именно для функций
|
||||
```
|
||||
49
docs/javascript/base/03-type-conversion.md
Normal file
49
docs/javascript/base/03-type-conversion.md
Normal file
@@ -0,0 +1,49 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 3
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Преобразование типов
|
||||
|
||||
## Строковое преобразование
|
||||
**String(value)**
|
||||
```
|
||||
alert(typeof value); // string
|
||||
```
|
||||
|
||||
## Численное преобразование
|
||||
**Number(str)**
|
||||
```
|
||||
let num = Number(str); // становится числом 123
|
||||
```
|
||||
| Значение | Преобразуется в… |
|
||||
|-------------------------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|
||||
| undefined | NaN |
|
||||
| null | 0 |
|
||||
| true / false | 1 / 0 |
|
||||
| string | Пробельные символы (пробелы, знаки табуляции \t, знаки новой строки \n и т. п.) по краям обрезаются. Далее, если остаётся пустая строка, то получаем 0, иначе из непустой строки «считывается» число. При ошибке результат NaN. |
|
||||
|
||||
```
|
||||
alert( Number(" 123 ") ); // 123
|
||||
alert( Number("123z") ); // NaN (ошибка чтения числа на месте символа "z")
|
||||
alert( Number(true) ); // 1
|
||||
alert( Number(false) ); // 0
|
||||
```
|
||||
## Логическое преобразование
|
||||
**Boolean(value)**\
|
||||
Происходит в логических операциях, но также может быть выполнено явно с помощью функции Boolean(value).
|
||||
|
||||
Правило преобразования:
|
||||
- Значения, которые интуитивно «пустые», вроде 0, пустой строки, null, undefined и NaN, становятся false.
|
||||
- Все остальные значения становятся true.
|
||||
|
||||
| Значение | Становится… |
|
||||
|-----------------------------|-------------|
|
||||
| 0, null, undefined, NaN, "" | false |
|
||||
| любое другое значение | true |
|
||||
|
||||
```
|
||||
alert( Boolean(1) ); // true
|
||||
alert( Boolean(0) ); // false
|
||||
alert( Boolean("Привет!") ); // true
|
||||
alert( Boolean("") ); // false
|
||||
```
|
||||
39
docs/javascript/base/04-operators.md
Normal file
39
docs/javascript/base/04-operators.md
Normal file
@@ -0,0 +1,39 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 4
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Базовые операторы, математика
|
||||
|
||||
Термины: «унарный», «бинарный», «операнд»
|
||||
- Операнд – то, к чему применяется оператор. Например, в умножении 5 * 2 есть два операнда: левый операнд равен 5, а правый операнд равен 2. Иногда их называют «аргументами» вместо «операндов». (5 * 2)
|
||||
- Унарным называется оператор, который применяется к одному операнду. Например, оператор унарный минус "-" меняет знак числа на противоположный: (-x)
|
||||
- Бинарным называется оператор, который применяется к двум операндам. Тот же минус существует и в бинарной форме: (y - x)
|
||||
|
||||
## Поддерживаются следующие математические операторы:
|
||||
- Сложение +,
|
||||
- Вычитание -,
|
||||
- Умножение *,
|
||||
- Деление /,
|
||||
- Взятие остатка от деления %,
|
||||
- Возведение в степень **.
|
||||
|
||||
## Инкремент/декремент
|
||||
- Инкремент counter++ увеличивает переменную на 1
|
||||
- Декремент counter-- уменьшает переменную на 1
|
||||
|
||||
## Побитовые операторы
|
||||
- AND(и) ( & )
|
||||
- OR(или) ( | )
|
||||
- XOR(побитовое исключающее или) ( ^ )
|
||||
- NOT(не) ( ~ )
|
||||
- LEFT SHIFT(левый сдвиг) ( ≺≺ )
|
||||
- RIGHT SHIFT(правый сдвиг) ( ≻≻ )
|
||||
- ZERO-FILL RIGHT SHIFT(правый сдвиг с заполнением нулями) ( ≻≻≻ )
|
||||
|
||||
## Оператор «запятая»
|
||||
Оператор «запятая» предоставляет нам возможность вычислять несколько выражений, разделяя их запятой ,. Каждое выражение выполняется, но возвращается результат только последнего.
|
||||
```
|
||||
let a = (1 + 2, 3 + 4); \
|
||||
alert( a ); // 7 (результат вычисления 3 + 4) \
|
||||
```
|
||||
❗ ***Запятая имеет очень низкий приоритет***
|
||||
43
docs/javascript/base/05-compare-ops.md
Normal file
43
docs/javascript/base/05-compare-ops.md
Normal file
@@ -0,0 +1,43 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 5
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Операторы сравнения
|
||||
***Результат сравнения имеет логический тип***
|
||||
- Больше/меньше: a \> b, a \< b.
|
||||
- Больше/меньше или равно: a \>= b, a \<= b.
|
||||
- Равно: a == b. Обратите внимание, для сравнения используется двойной знак равенства ==. Один знак равенства a = b означал бы присваивание.
|
||||
- Не равно. В математике обозначается символом ≠, но в JavaScript записывается как a != b.
|
||||
|
||||
## Сравнение строк
|
||||
Чтобы определить, что одна строка больше другой, JavaScript использует «алфавитный» или «лексикографический» порядок.\
|
||||
Другими словами, строки сравниваются посимвольно.
|
||||
|
||||
❗ ***Используется кодировка Unicode, а не настоящий алфавит***
|
||||
|
||||
Алгоритм сравнения двух строк довольно прост:
|
||||
- Сначала сравниваются первые символы строк.
|
||||
- Если первый символ первой строки больше (меньше), чем первый символ второй, то первая строка больше (меньше) второй. Сравнение завершено.
|
||||
- Если первые символы равны, то таким же образом сравниваются уже вторые символы строк.
|
||||
- Сравнение продолжается, пока не закончится одна из строк.
|
||||
- Если обе строки заканчиваются одновременно, то они равны. Иначе, большей считается более длинная строка.
|
||||
|
||||
## Сравнение разных типов
|
||||
Использование обычного сравнения **==** может вызывать проблемы.
|
||||
Это происходит из-за того, что операнды разных типов преобразуются оператором **==** к числу. В итоге, и пустая строка, и false становятся нулём.
|
||||
|
||||
**Оператор строгого равенства === проверяет равенство без приведения типов.**
|
||||
|
||||
## Сравнение с null и undefined
|
||||
|
||||
Поведение **null** и **undefined** при сравнении с другими значениями — особое:
|
||||
|
||||
При строгом равенстве **===** \
|
||||
Эти значения различны, так как различны их типы.
|
||||
|
||||
При нестрогом равенстве **==** \
|
||||
Эти значения равны друг другу и не равны никаким другим значениям. Это специальное правило языка.
|
||||
|
||||
При использовании математических операторов и других операторов сравнения \< \> \<= \>=
|
||||
Значения null/undefined преобразуются к числам: **null** становится 0, а **undefined** – NaN.
|
||||
|
||||
177
docs/javascript/base/06-conditions-logic.md
Normal file
177
docs/javascript/base/06-conditions-logic.md
Normal file
@@ -0,0 +1,177 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 6
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Условия и логические операторы
|
||||
|
||||
## Условное ветвление: if, '?'
|
||||
|
||||
Инструкция if(...) вычисляет условие в скобках и, если результат true, то выполняет блок кода.
|
||||
|
||||
***Несколько условий: «else if»***
|
||||
|
||||
## Конструкция "switch"
|
||||
```
|
||||
let a = 2 + 2;
|
||||
|
||||
switch (a) {
|
||||
case 3:
|
||||
alert( 'Маловато' );
|
||||
break;
|
||||
case 4:
|
||||
alert( 'В точку!' );
|
||||
break;
|
||||
case 5:
|
||||
alert( 'Перебор' );
|
||||
break;
|
||||
default:
|
||||
alert( "Нет таких значений" );
|
||||
}
|
||||
```
|
||||
## Условный оператор „?“ (тернарный)
|
||||
```
|
||||
let result = условие ? значение1 : значение2;
|
||||
```
|
||||
## Логические операторы
|
||||
|
||||
В JavaScript есть семь логических операторов:
|
||||
|
||||
- || (ИЛИ)
|
||||
- ||= (Оператор логического присваивания ИЛИ)
|
||||
- && (И)
|
||||
- &&= (Оператор логического присваивания И)
|
||||
- ! (НЕ)
|
||||
- ?? (Оператор нулевого слияния)
|
||||
- ??= (Оператор нулевого присваивания)
|
||||
|
||||
### || (ИЛИ)
|
||||
```
|
||||
( true || true ); // true
|
||||
( false || true ); // true
|
||||
( true || false ); // true
|
||||
( false || false ); // false
|
||||
```
|
||||
### ИЛИ "||" находит первое истинное значение
|
||||
```
|
||||
( 1 || 0 ); // 1 (1 - истинное значение)
|
||||
( true || 'какая-то строка' ); // true
|
||||
( null || 1 ); // 1 (первое истинное значение)
|
||||
( null || 0 || 1 ); // 1 (первое истинное значение)
|
||||
( undefined || null || 0 ); // 0 (поскольку все ложно, возвращается последнее значение)
|
||||
```
|
||||
|
||||
### ||= (Логическое присваивание ИЛИ)
|
||||
```
|
||||
a ||= b;
|
||||
```
|
||||
Оператор **||=** принимает два операнда и выполняет следующие действия:
|
||||
|
||||
- Вычисляет операнды слева направо.
|
||||
- Конвертирует ***a*** в логическое значение.
|
||||
- Если ***a*** ложно, присваивает ***a*** значение ***b***.
|
||||
|
||||
### && (И)
|
||||
```
|
||||
( true && true ); // true
|
||||
( false && true ); // false
|
||||
( true && false ); // false
|
||||
( false && false ); // false
|
||||
```
|
||||
#### И «&&» находит первое ложное значение
|
||||
```
|
||||
result = value1 && value2 && value3;
|
||||
```
|
||||
Оператор **&&** выполняет следующие действия:
|
||||
|
||||
- Вычисляет операнды слева направо.
|
||||
- Каждый операнд преобразует в логическое значение. Если результат **false**, останавливается и возвращает исходное
|
||||
значение этого операнда.
|
||||
- Если все операнды были истинными, возвращается последний.
|
||||
|
||||
Другими словами, **И** возвращает первое ложное значение. Или последнее, если ничего не найдено.
|
||||
|
||||
Вышеуказанные правила схожи с поведением **ИЛИ**. Разница в том, что **И** возвращает первое ложное значение, а **ИЛИ**
|
||||
первое истинное.
|
||||
|
||||
❗ ***Приоритет оператора && больше, чем у ||*** \
|
||||
Приоритет оператора **И &&** больше, чем **ИЛИ ||**, так что он выполняется раньше.
|
||||
|
||||
Таким образом, код **a && b || c && d** по существу такой же,
|
||||
как если бы выражения **&&** были в круглых скобках: **(a && b) || (c && d)**
|
||||
|
||||
❗ ***Не заменяйте if на || или &&*** \
|
||||
Несмотря на то, что вариант с && кажется более коротким, if более нагляден и, как правило, более читабелен.
|
||||
|
||||
### &&= (Логическое присваивание И)
|
||||
```
|
||||
a &&= b;
|
||||
```
|
||||
Принцип действия **&&=** практически такой же, как и у оператора логического присваивания **ИЛИ ||=**. \
|
||||
Единственное отличие заключается в том, что **&&=** присвоит **a** значение **b** только в том случае, если **a**
|
||||
истинно.
|
||||
|
||||
### ! (НЕ)
|
||||
|
||||
```
|
||||
result = !value;
|
||||
```
|
||||
|
||||
Оператор принимает один аргумент и выполняет следующие действия:
|
||||
|
||||
1. Сначала приводит аргумент к логическому типу **true/false**.
|
||||
2. Затем возвращает противоположное значение.
|
||||
|
||||
❗ Приоритет **НЕ !** является наивысшим из всех логических операторов, поэтому он всегда выполняется первым, перед **&&
|
||||
** или **||**.
|
||||
|
||||
### Оператор нулевого слияния (??)
|
||||
|
||||
Результат выражения **a ?? b** будет следующим:
|
||||
|
||||
- если **a** определено, то **a**,
|
||||
- если **a** не определено, то **b**.
|
||||
|
||||
Иначе говоря, оператор **??** возвращает первый аргумент, если он не **null/undefined**, иначе второй.
|
||||
|
||||
#### Сравнение с ||
|
||||
|
||||
Важное различие между ними заключается в том, что:
|
||||
|
||||
- || возвращает первое истинное значение.
|
||||
- ?? возвращает первое определённое значение.
|
||||
|
||||
Приоритет оператора ?? такой же, как и у ||. Они оба равны 3 в таблице на MDN.
|
||||
|
||||
#### Использование ?? вместе с && или ||
|
||||
|
||||
По соображениям безопасности JavaScript запрещает использование оператора **??** вместе с **&&** и **||**, если
|
||||
приоритет явно не указан при помощи круглых скобок.
|
||||
```
|
||||
let x = 1 && 2 ?? 3; // Синтаксическая ошибка
|
||||
```
|
||||
|
||||
Используйте скобки, чтобы обойти это ограничение:
|
||||
```
|
||||
let x = (1 && 2) ?? 3; // Работает без ошибок
|
||||
```
|
||||
### Оператор нулевого присваивания (??=)
|
||||
|
||||
Предположим, нам необходимо проверить, равна ли переменная null или undefined, и если это так — присвоить этой
|
||||
переменной какое-либо другое значение.
|
||||
```
|
||||
let userAge = null;
|
||||
|
||||
if (userAge === null || userAge === undefined) {
|
||||
userAge = 18;
|
||||
}
|
||||
```
|
||||
|
||||
Выглядит громоздко, правда? Существует оператор, более подходящий для подобных задач.
|
||||
```x ??= y```
|
||||
|
||||
Оператор **??=** присвоит **x** значение **y** только в том случае, если **x** не определено (null/undefined).
|
||||
```
|
||||
let userAge = null;
|
||||
userAge ??= 18;
|
||||
alert(userAge) // 18
|
||||
```
|
||||
38
docs/javascript/base/07-cycles.md
Normal file
38
docs/javascript/base/07-cycles.md
Normal file
@@ -0,0 +1,38 @@
|
||||
---
|
||||
sidebar_position: 7
|
||||
---
|
||||
|
||||
# Циклы while и for
|
||||
|
||||
⚡ ***Циклы for…of и for…in***
|
||||
- **for…in** для перебора свойств объекта.
|
||||
- **for…of** для перебора массивов и перебираемых объектов.
|
||||
|
||||
## Цикл «while»
|
||||
```
|
||||
while (condition) {
|
||||
// код
|
||||
// также называемый "телом цикла"
|
||||
}
|
||||
```
|
||||
## Цикл «do…while»
|
||||
```
|
||||
do {
|
||||
// тело цикла
|
||||
} while (condition);
|
||||
```
|
||||
## Цикл «for»
|
||||
```
|
||||
for (let i = 0; i < 3; i++) {
|
||||
alert(i);
|
||||
}
|
||||
// выведет 0, затем 1, затем 2
|
||||
```
|
||||
|
||||
## Прерывание цикла: «break»
|
||||
Вообще, сочетание «бесконечный цикл + break» – отличная штука для тех ситуаций, когда условие, по которому нужно прерваться, находится не в начале или конце цикла, а посередине или даже в нескольких местах его тела.
|
||||
|
||||
## Переход к следующей итерации: continue
|
||||
❗ Нельзя использовать break/continue справа от оператора „?“ \
|
||||
Обратите внимание, что эти синтаксические конструкции не являются выражениями и не могут быть использованы с тернарным оператором ?. В частности, использование таких директив, как **break/continue**, вызовет ошибку.
|
||||
> (i > 5) ? alert(i) : continue; // continue здесь приведёт к ошибке
|
||||
7
docs/javascript/base/_category_.json
Normal file
7
docs/javascript/base/_category_.json
Normal file
@@ -0,0 +1,7 @@
|
||||
{
|
||||
"label": "Основа",
|
||||
"position": 1,
|
||||
"link": {
|
||||
"type": "generated-index"
|
||||
}
|
||||
}
|
||||
Reference in New Issue
Block a user