add js-base, functions

This commit is contained in:
2025-02-27 15:52:06 +03:00
parent e8fe7c6f0c
commit 698358afaf
33 changed files with 710 additions and 3 deletions

View File

@@ -0,0 +1,13 @@
---
sidebar_position: 1
---
# Строгий режим — "use strict"
Появился с 2009 года в редакции ECMAScript 5 (ES5).
Чтобы устаревший код работал, как и раньше, по умолчанию подобные изменения не применяются. Поэтому нам нужно явно их активировать с помощью специальной директивы: "use strict".
Нет никакого способа отменить use strict
Use strict по умолчанию выключен в консоли браузера
Современный JavaScript поддерживает «классы» и «модули» — продвинутые структуры языка (и мы, конечно, до них доберёмся), которые автоматически включают строгий режим.

View File

@@ -0,0 +1,49 @@
---
sidebar_position: 2
---
# Переменные
**Переменная** это «именованное хранилище» для данных.
Можно объявить при помощи:
- let
- const (константа, т.е. изменению не подлежит)
- var (устаревший способ, подробности позже)
```
let message;
message = 'Hello'; // сохранить строку 'Hello' в переменной с именем message
let user = 'John', age = 25, message = 'Hello';
let user = 'John',
age = 25,
message = 'Hello';
```
Имя переменной может включать:
- Буквы и цифры, однако цифра не может быть первым символом.
- Символы $ и _ используются наряду с буквами.
- Иероглифы и символы нелатинского алфавита также допустимы, но обычно не используются.
Переменные типизируются динамически. В них могут храниться любые значения.
Всего существует 8 типов данных:
- number для целых и вещественных чисел,
- bigint для работы с целыми числами произвольной длины,
- string для строк,
- boolean для логических значений истинности или ложности: true/false,
- null тип с единственным значением null, т.е. «пустое значение» или «значение не существует»,
- undefined тип с единственным значением undefined, т.е. «значение не задано»,
- object и symbol сложные структуры данных и уникальные идентификаторы; их мы ещё не изучили.
Оператор typeof возвращает тип значения переменной, с двумя исключениями:
```
typeof null == "object" // ошибка в языке
typeof function(){} == "function" // именно для функций
```

View File

@@ -0,0 +1,49 @@
---
sidebar_position: 3
---
# Преобразование типов
## Строковое преобразование
**String(value)**
```
alert(typeof value); // string
```
## Численное преобразование
**Number(str)**
```
let num = Number(str); // становится числом 123
```
| Значение | Преобразуется в… |
|-------------------------|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| undefined | NaN |
| null | 0 |
| true / false | 1 / 0 |
| string | Пробельные символы (пробелы, знаки табуляции \t, знаки новой строки \n и т. п.) по краям обрезаются. Далее, если остаётся пустая строка, то получаем 0, иначе из непустой строки «считывается» число. При ошибке результат NaN. |
```
alert( Number(" 123 ") ); // 123
alert( Number("123z") ); // NaN (ошибка чтения числа на месте символа "z")
alert( Number(true) ); // 1
alert( Number(false) ); // 0
```
## Логическое преобразование
**Boolean(value)**\
Происходит в логических операциях, но также может быть выполнено явно с помощью функции Boolean(value).
Правило преобразования:
- Значения, которые интуитивно «пустые», вроде 0, пустой строки, null, undefined и NaN, становятся false.
- Все остальные значения становятся true.
| Значение | Становится… |
|-----------------------------|-------------|
| 0, null, undefined, NaN, "" | false |
| любое другое значение | true |
```
alert( Boolean(1) ); // true
alert( Boolean(0) ); // false
alert( Boolean("Привет!") ); // true
alert( Boolean("") ); // false
```

View File

@@ -0,0 +1,39 @@
---
sidebar_position: 4
---
# Базовые операторы, математика
Термины: «унарный», «бинарный», «операнд»
- Операнд то, к чему применяется оператор. Например, в умножении 5 * 2 есть два операнда: левый операнд равен 5, а правый операнд равен 2. Иногда их называют «аргументами» вместо «операндов». (5 * 2)
- Унарным называется оператор, который применяется к одному операнду. Например, оператор унарный минус "-" меняет знак числа на противоположный: (-x)
- Бинарным называется оператор, который применяется к двум операндам. Тот же минус существует и в бинарной форме: (y - x)
## Поддерживаются следующие математические операторы:
- Сложение +,
- Вычитание -,
- Умножение *,
- Деление /,
- Взятие остатка от деления %,
- Возведение в степень **.
## Инкремент/декремент
- Инкремент counter++ увеличивает переменную на 1
- Декремент counter-- уменьшает переменную на 1
## Побитовые операторы
- AND(и) ( & )
- OR(или) ( | )
- XOR(побитовое исключающее или) ( ^ )
- NOT(не) ( ~ )
- LEFT SHIFT(левый сдвиг) ( ≺≺ )
- RIGHT SHIFT(правый сдвиг) ( ≻≻ )
- ZERO-FILL RIGHT SHIFT(правый сдвиг с заполнением нулями) ( ≻≻≻ )
## Оператор «запятая»
Оператор «запятая» предоставляет нам возможность вычислять несколько выражений, разделяя их запятой ,. Каждое выражение выполняется, но возвращается результат только последнего.
```
let a = (1 + 2, 3 + 4); \
alert( a ); // 7 (результат вычисления 3 + 4) \
```
***Запятая имеет очень низкий приоритет***

View File

@@ -0,0 +1,43 @@
---
sidebar_position: 5
---
# Операторы сравнения
***Результат сравнения имеет логический тип***
- Больше/меньше: a \> b, a \< b.
- Больше/меньше или равно: a \>= b, a \<= b.
- Равно: a == b. Обратите внимание, для сравнения используется двойной знак равенства ==. Один знак равенства a = b означал бы присваивание.
- Не равно. В математике обозначается символом ≠, но в JavaScript записывается как a != b.
## Сравнение строк
Чтобы определить, что одна строка больше другой, JavaScript использует «алфавитный» или «лексикографический» порядок.\
Другими словами, строки сравниваются посимвольно.
***Используется кодировка Unicode, а не настоящий алфавит***
Алгоритм сравнения двух строк довольно прост:
- Сначала сравниваются первые символы строк.
- Если первый символ первой строки больше (меньше), чем первый символ второй, то первая строка больше (меньше) второй. Сравнение завершено.
- Если первые символы равны, то таким же образом сравниваются уже вторые символы строк.
- Сравнение продолжается, пока не закончится одна из строк.
- Если обе строки заканчиваются одновременно, то они равны. Иначе, большей считается более длинная строка.
## Сравнение разных типов
Использование обычного сравнения **==** может вызывать проблемы.
Это происходит из-за того, что операнды разных типов преобразуются оператором **==** к числу. В итоге, и пустая строка, и false становятся нулём.
**Оператор строгого равенства === проверяет равенство без приведения типов.**
## Сравнение с null и undefined
Поведение **null** и **undefined** при сравнении с другими значениями — особое:
При строгом равенстве **===** \
Эти значения различны, так как различны их типы.
При нестрогом равенстве **==** \
Эти значения равны друг другу и не равны никаким другим значениям. Это специальное правило языка.
При использовании математических операторов и других операторов сравнения \< \> \<= \>=
Значения null/undefined преобразуются к числам: **null** становится 0, а **undefined** NaN.

View File

@@ -0,0 +1,177 @@
---
sidebar_position: 6
---
# Условия и логические операторы
## Условное ветвление: if, '?'
Инструкция if(...) вычисляет условие в скобках и, если результат true, то выполняет блок кода.
***Несколько условий: «else if»***
## Конструкция "switch"
```
let a = 2 + 2;
switch (a) {
case 3:
alert( 'Маловато' );
break;
case 4:
alert( 'В точку!' );
break;
case 5:
alert( 'Перебор' );
break;
default:
alert( "Нет таких значений" );
}
```
## Условный оператор „?“ (тернарный)
```
let result = условие ? значение1 : значение2;
```
## Логические операторы
В JavaScript есть семь логических операторов:
- || (ИЛИ)
- ||= (Оператор логического присваивания ИЛИ)
- && (И)
- &&= (Оператор логического присваивания И)
- ! (НЕ)
- ?? (Оператор нулевого слияния)
- ??= (Оператор нулевого присваивания)
### || (ИЛИ)
```
( true || true ); // true
( false || true ); // true
( true || false ); // true
( false || false ); // false
```
### ИЛИ "||" находит первое истинное значение
```
( 1 || 0 ); // 1 (1 - истинное значение)
( true || 'какая-то строка' ); // true
( null || 1 ); // 1 (первое истинное значение)
( null || 0 || 1 ); // 1 (первое истинное значение)
( undefined || null || 0 ); // 0 (поскольку все ложно, возвращается последнее значение)
```
### ||= (Логическое присваивание ИЛИ)
```
a ||= b;
```
Оператор **||=** принимает два операнда и выполняет следующие действия:
- Вычисляет операнды слева направо.
- Конвертирует ***a*** в логическое значение.
- Если ***a*** ложно, присваивает ***a*** значение ***b***.
### && (И)
```
( true && true ); // true
( false && true ); // false
( true && false ); // false
( false && false ); // false
```
#### И «&&» находит первое ложное значение
```
result = value1 && value2 && value3;
```
Оператор **&&** выполняет следующие действия:
- Вычисляет операнды слева направо.
- Каждый операнд преобразует в логическое значение. Если результат **false**, останавливается и возвращает исходное
значение этого операнда.
- Если все операнды были истинными, возвращается последний.
Другими словами, **И** возвращает первое ложное значение. Или последнее, если ничего не найдено.
Вышеуказанные правила схожи с поведением **ИЛИ**. Разница в том, что **И** возвращает первое ложное значение, а **ИЛИ**
первое истинное.
***Приоритет оператора && больше, чем у ||*** \
Приоритет оператора **И &&** больше, чем **ИЛИ ||**, так что он выполняется раньше.
Таким образом, код **a && b || c && d** по существу такой же,
как если бы выражения **&&** были в круглых скобках: **(a && b) || (c && d)**
***Не заменяйте if на || или &&*** \
Несмотря на то, что вариант с && кажется более коротким, if более нагляден и, как правило, более читабелен.
### &&= (Логическое присваивание И)
```
a &&= b;
```
Принцип действия **&&=** практически такой же, как и у оператора логического присваивания **ИЛИ ||=**. \
Единственное отличие заключается в том, что **&&=** присвоит **a** значение **b** только в том случае, если **a**
истинно.
### ! (НЕ)
```
result = !value;
```
Оператор принимает один аргумент и выполняет следующие действия:
1. Сначала приводит аргумент к логическому типу **true/false**.
2. Затем возвращает противоположное значение.
❗ Приоритет **НЕ !** является наивысшим из всех логических операторов, поэтому он всегда выполняется первым, перед **&&
** или **||**.
### Оператор нулевого слияния (??)
Результат выражения **a ?? b** будет следующим:
- если **a** определено, то **a**,
- если **a** не определено, то **b**.
Иначе говоря, оператор **??** возвращает первый аргумент, если он не **null/undefined**, иначе второй.
#### Сравнение с ||
Важное различие между ними заключается в том, что:
- || возвращает первое истинное значение.
- ?? возвращает первое определённое значение.
Приоритет оператора ?? такой же, как и у ||. Они оба равны 3 в таблице на MDN.
#### Использование ?? вместе с && или ||
По соображениям безопасности JavaScript запрещает использование оператора **??** вместе с **&&** и **||**, если
приоритет явно не указан при помощи круглых скобок.
```
let x = 1 && 2 ?? 3; // Синтаксическая ошибка
```
Используйте скобки, чтобы обойти это ограничение:
```
let x = (1 && 2) ?? 3; // Работает без ошибок
```
### Оператор нулевого присваивания (??=)
Предположим, нам необходимо проверить, равна ли переменная null или undefined, и если это так — присвоить этой
переменной какое-либо другое значение.
```
let userAge = null;
if (userAge === null || userAge === undefined) {
userAge = 18;
}
```
Выглядит громоздко, правда? Существует оператор, более подходящий для подобных задач.
```x ??= y```
Оператор **??=** присвоит **x** значение **y** только в том случае, если **x** не определено (null/undefined).
```
let userAge = null;
userAge ??= 18;
alert(userAge) // 18
```

View File

@@ -0,0 +1,38 @@
---
sidebar_position: 7
---
# Циклы while и for
***Циклы for…of и for…in***
- **for…in** для перебора свойств объекта.
- **for…of** для перебора массивов и перебираемых объектов.
## Цикл «while»
```
while (condition) {
// код
// также называемый "телом цикла"
}
```
## Цикл «do…while»
```
do {
// тело цикла
} while (condition);
```
## Цикл «for»
```
for (let i = 0; i < 3; i++) {
alert(i);
}
// выведет 0, затем 1, затем 2
```
## Прерывание цикла: «break»
Вообще, сочетание «бесконечный цикл + break» отличная штука для тех ситуаций, когда условие, по которому нужно прерваться, находится не в начале или конце цикла, а посередине или даже в нескольких местах его тела.
## Переход к следующей итерации: continue
❗ Нельзя использовать break/continue справа от оператора „?“ \
Обратите внимание, что эти синтаксические конструкции не являются выражениями и не могут быть использованы с тернарным оператором ?. В частности, использование таких директив, как **break/continue**, вызовет ошибку.
> (i > 5) ? alert(i) : continue; // continue здесь приведёт к ошибке

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Основа",
"position": 1,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Классы",
"position": 6,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Типы данных",
"position": 3,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -0,0 +1,45 @@
---
sidebar_position: 1
---
# Введение
#### Function Declaration: функция в основном потоке кода
```
function sum(a, b) {
let result = a + b;
return result;
}
```
#### Function Expression: функция как часть выражения
```
let sum = function(a, b) {
let result = a + b;
return result;
};
```
#### Стрелочные функции:
```
// выражение в правой части
let sum = (a, b) => a + b;
// многострочный код в фигурных скобках { ... }, здесь нужен return:
let sum = (a, b) => {
// ...
return a + b;
}
// без аргументов
let sayHi = () => alert("Привет");
// с одним аргументом
let double = n => n * 2;
```
- У функций могут быть локальные переменные: т.е. объявленные в теле функции. Такие переменные видимы только внутри функции.
- У параметров могут быть значения по умолчанию: function sum(a = 1, b = 2) \{...\}.
- Функции всегда что-нибудь возвращают. Если нет оператора return, результатом будет undefined.

View File

@@ -0,0 +1,39 @@
---
sidebar_position: 2
---
# Function Declaration
Function Declaration (Объявление Функции):
```
function имя(параметры, через, запятую) {
...тело, код функции...
}
```
Переменные, объявленные внутри функции, видны только внутри этой функции.
Функция обладает полным доступом к внешним переменным и может изменять их значение.
#### 💥 Глобальные переменные
> Переменные, объявленные снаружи всех функций, называются глобальными.
>
> Глобальные переменные видимы для любой функции (если только их не перекрывают одноимённые локальные переменные).
>
> Желательно сводить использование глобальных переменных к минимуму. В современном коде обычно мало или совсем нет глобальных переменных. Хотя они иногда полезны для хранения важнейших «общепроектовых» данных.
#### Параметры
Мы можем передать внутрь функции любую информацию, используя параметры.
Значение, передаваемое в качестве параметра функции, также называется аргументом.
Другими словами:
- **Параметр** это переменная, указанная в круглых скобках в объявлении функции.
- **Аргумент** это значение, которое передаётся функции при её вызове.
Если при вызове функции аргумент не был указан, то его значением становится **undefined**.
Функция может вернуть результат, который будет передан в вызвавший её код c помощью **return**\
Возможно использовать **return** и без значения. Это приведёт к немедленному выходу из функции.
***Результат функции с пустым return или без него undefined*** \
❌ Никогда не добавляйте перевод строки между return и его значением

View File

@@ -0,0 +1,81 @@
---
sidebar_position: 3
---
# Function Expression
**Function Declaration (Объявление Функции):**
```
function sayHi() {
alert( "Привет" );
}
```
**Function Expression (Функциональное Выражение).**
```
let sayHi = function() {
alert( "Привет" );
};
```
## Функция это значение
Давайте повторим: независимо от того, как создаётся функция она является значением. В обоих приведённых выше примерах
функция хранится в переменной sayHi.
```
function sayHi() {
alert( "Привет" );
}
alert( sayHi ); // выведет код функции
```
## Функции-«колбэки»
Ключевая идея в том, что мы передаём функцию и ожидаем, что она вызовется обратно (от англ. «call back» обратный
вызов) когда-нибудь позже, если это будет необходимо.
## Function Expression в сравнении с Function Declaration
- Function Declaration: функция объявляется отдельной конструкцией «function…» в основном потоке кода.
- Function Expression: функция, созданная внутри другого выражения или синтаксической конструкции. В данном случае
функция создаётся в правой части «выражения присваивания» **=**
#### 💥 Более тонкое отличие состоит в том, когда создаётся функция движком JavaScript.
***Function Declaration может быть вызвана раньше, чем она объявлена.***
```
sayHi("Вася"); // Привет, Вася
function sayHi(name) {
alert( `Привет, ${name}` );
}
```
***Function Expression создаётся, когда выполнение доходит до него, и затем уже может использоваться.***
```
sayHi("Вася"); // ошибка!
let sayHi = function(name) { // (*) магии больше нет
alert( `Привет, ${name}` );
};
```
Ещё одна важная особенность Function Declaration заключается в их блочной области видимости.
В строгом режиме, когда Function Declaration находится в блоке \{...\}, функция доступна везде внутри блока. Но не
снаружи него.
- Функции это значения. Они могут быть присвоены, скопированы или объявлены в любом месте кода.
- Если функция объявлена как отдельная инструкция в основном потоке кода, то это “Function Declaration”.
- Если функция была создана как часть выражения, то это “Function Expression”.
- Function Declaration обрабатываются перед выполнением блока кода. Они видны во всём блоке.
- Функции, объявленные при помощи Function Expression, создаются только когда поток выполнения достигает их.
В большинстве случаев, когда нам нужно объявить функцию, Function Declaration предпочтительнее, т.к функция будет видна
до своего объявления в коде. Это даёт нам больше гибкости в организации кода, и, как правило, делает его более
читабельным.

View File

@@ -0,0 +1,58 @@
---
sidebar_position: 4
---
# Стрелочные функции
Существует ещё один очень простой и лаконичный синтаксис для создания функций, который часто лучше, чем Function Expression.
``` let sum = (a, b) => a + b;```
## У стрелочных функций нет «this»
Если происходит обращение к this, его значение берётся снаружи.
❗ ***Стрелочные функции нельзя использовать с new***
> Отсутствие this естественным образом ведёт к другому ограничению: стрелочные функции не могут быть использованы как конструкторы. Они не могут быть вызваны с new.
Стрелочные функции VS bind
Существует тонкая разница между стрелочной функцией => и обычной функцией, вызванной с .bind(this):
- .bind(this) создаёт «связанную версию» функции.
- Стрелка => ничего не привязывает. У функции просто нет this. При получении значения this оно, как обычная переменная, берётся из внешнего лексического окружения.
## Стрелочные функции не имеют «arguments»
Это отлично подходит для декораторов, когда нам нужно пробросить вызов с текущими this и arguments.
```
function defer(f, ms) {
return function() {
setTimeout(() => f.apply(this, arguments), ms)
};
}
function sayHi(who) {
alert('Hello, ' + who);
}
let sayHiDeferred = defer(sayHi, 2000);
sayHiDeferred("John"); // выводит "Hello, John" через 2 секунды`
```
То же самое без стрелочной функции выглядело бы так:
```
function defer(f, ms) {
return function(...args) {
let ctx = this;
setTimeout(function() {
return f.apply(ctx, args);
}, ms);
};
}
```
#### Стрелочные функции:
- Не имеют this.
- Не имеют arguments.
- Не могут быть вызваны с new.
- У них также нет super.

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Работа с функциями",
"position": 4,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Генераторы, продвинутая итерация",
"position": 9,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Модули",
"position": 10,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -1 +0,0 @@
empty

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Объекты",
"position": 2,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Разное",
"position": 11,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Промисы, async-await",
"position": 8,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Прототипы, наследование",
"position": 5,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File

View File

@@ -0,0 +1,7 @@
{
"label": "Обработка ошибок",
"position": 7,
"link": {
"type": "generated-index"
}
}

View File